Н.Берек-Иванова ТОЧКА ЗРЕНИЯ |
![]() |
![]() Не будем спорить, кто лучше… Будем учиться друг у друга и вместе вытаскивать мир из беды. Г.С.Померанц У каждого человека есть свой внутренний голос: тихий, за гранью буквальности – голос, который можно расслышать только в тишине, оставшись наедине с собой и с тем, что мы называем совестью, своим высшим «Я». Речь пойдёт о восприятии, отношении и отношениях. Уверена: все внешние события – следствия. Уровень причин – внутренний. Никому не возбраняется иметь свою точку зрения. Иногда её необходимо выразить публично. Суть важно, каким образом это делается. Суть – в отношении. Нечто, о чём хочу сказать, по большому счёту, из сферы трудно выразимого словами – потому иногда буду прибегать к метафорам, своего рода современным притчам, к поэзии. Сказанное мною обращено, прежде всего, к сердцу читающего. – Рассудок изворотлив, земная логика ограниченна. Говорить буду только о том, что оправдано духом: о том, что мною пережито, выстрадано, следуя внутренней логике. Простите за некоторые издержки во внешней. Несколько десятилетий назад мне довелось соприкоснуться с жизнью церкви изнутри. Точнее: с жизнью людей, работающих в церкви. Испытала страшную боль:
В Боге тогда не разочаровалась. Служителей церкви тоже не обременила осуждением.– Духовная брань, которую они испытывают, более остра, чем в миру, не все и не всегда её выдерживают. То же можно сказать о театре. Жизнь показывает: музеи – не исключение. Тем, кто находится во внутреннем пространстве МЦР, много труднее. Многое видится не так, как с парадного входа. Есть и опасности пребывания в такой среде: сильный источник света может ослепить. Возможно и привыкание, подобное тому, которое наблюдается у многих людей, живущих среди прекрасной природы – они её перестают замечать, а некоторые, увы – чувствовать. Это не обвинение в чей-то адрес. Это напоминание о некоторых законах восприятия. Каждому необходимо осмотреть свой внутренний мир, самому ответить: что с ним происходит на самом деле. Ряд увольнений сотрудников МЦР – людей, с которыми, так или иначе, соприкоснулась в жизни – Валуйская, Тютюгина, Клюев, Чернозёмова, Гиндилис, – вызвал в своё время недоумение. Уволили людей, так нужных Музею… Мы все далеки от совершенств, но в том, что это люди честные, душевно тонкие, преданные Учению Живой Этики – не было и тени сомнения. Было ощущение нелепости. Интуиция подсказывала: чем нелепее происходящее, тем большая вероятность того, что здесь задействованы силы иных планов. Вставали другие вопросы: зачем, для чего это было допущено? Тот самый тихий внутренний голос говорил мне, что это испытание, для всех его действующих лиц: и того, кто увольнял, и тех, кого уволили, и не менее – для тех, кто остался. Приказы капитана корабля, как известно, не обсуждаются. – Каждый из перечисленных выше людей ушёл из Музея достойно. Никто не роптал и не ропщет. – Никто не обременил капитана. Все несут бремя своей ответственности там, где проходит их жизненный путь. А в Музее и с Музеем происходило и происходит то, что происходит… То, о чём Л.М. Гиндилис, А.В. Иванов, <…> говорят после перехода Л.В.Шапашниковой в иной мир – следствие ясного понимания: жизнь продолжается, необходимо выстраивать сотрудничество в тех условиях, которые имеют место быть. Подозревать их в чём-либо ином – нелепо, не делает чести подозревающим. Думается, что есть более достойный способ доказывать свою преданность кому бы то ни было и чему бы то ни было…[1] …в нашем городе есть парк Победы. В нём много памятников. Вечный огонь. Два танка и множество пушек. – Напоминание о войне, дань Памяти. А ещё в этом парке есть массив прекрасных лиственниц. Под их сенью взрастала сама, выросли наши дети, мы приводили сюда внуков, когда они приезжали погостить. Долго не была в парке. Когда пришла – ахнула: ряд лиственниц был вырублен, на их месте – земля, закатанная в асфальт, а на ней – дополнительно наставлены танки, военная техника. Зачем?! Было очень больно. Было важно узнать, как отнеслись другие к таким методам хранения памяти. Спросила у двух молодых женщин, будущих матерей. Они ответили, ни минуты не задумываясь: «Никак»! Тихо продолжила: «Лиственницы были здоровые, живые»! В ответ: «Ну и что? Память о войне нужно хранить»! Попыталась донести главное: «Деревья были живые…». Услышала раздражённое: «Ну и насадите каких-нибудь берёз»! Дальнейший разговор на данной волне был бесполезен… …меня потряс безвременный уход редактора газеты «Левша» Ольги Валуйской. Она – как одна из тех лиственниц… Не думаю, что наши Учителя радуются, когда одни хранители таким образом поступают с другими хранителями Наследия, Учения. Особенно трудно воспринимать моей душе тех, кто меняет своё отношение к людям в зависимости от того, каким образом к ним относится руководитель, или большинство. Тех, кто скор и груб в своих суждениях. Вспоминается история Иова и его друзей. – О ней нам напоминают мудрецы-современники Миркина З.А. и Померанц Г.С. Как некоторые горячие головы пытаются в своих статьях убедить общественность в «виноватости» Гиндилиса, например… Чудовищно звучат обвинения в предательстве тех людей, которые говорят о существующих проблемах. Безобразна насмешливость, которую корреспонденты отпускают по поводу старейшин, мудрейших… Между тем, в любой структуре – общественной ли, государственной ли – есть люди, не потерявшие совесть. Уверена и в том, что не обязательно состоять в какой-либо рериховской организации, чтобы следовать Учению, защищать Наследие Рерихов, иметь право войти в Совет. Все лучшие силы необходимо ныне консолидировать. И найти такое соотношение сил, при котором МЦР останется общественным Музеем по своей сути – своей деятельности: по содержанию. Взаимодействие общественности и государства в моём восприятии подобно взаимодействию духа и души, которые тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Процесс одухотворения медленный. Пройдёт много времени, прежде чем на Земле будет выстроена должная иерархия ценностей, благодаря которой откристаллизуется Община истинно свободных людей – тех, которые соответствуют образу и подобию Божьему. Вспоминается: никогда идущие впереди не были большинством. История знает немало примеров, когда большинством голосов принимались далеко не лучшие решения, а говорить об этом осмеливались единицы. Людей, способных мыслить стратегически, предвидеть, к чему приведут в итоге, те или иные действия – всегда меньшинство. Наше счастье, если Совет будет создан: Совет людей широко-глубоко-высоко компетентных, бесстрашных и одновременно осторожных, равновесных, способных принимать оптимальные, не всегда прямолинейные, но приводящие к победе решения. Горько от реплик одних учёных в адрес других. Особенно, когда знаешь: и те и другие – люди замечательные. Им бы выслушать друг друга внимательно, имея «глаз добрый», взвесить все «за» и «против», избрать единую стратегию и тактику, позволяющую принимать оптимальные решения. Как необходимо бережное отношение друг к другу. Как важно научиться побеждать любя, никого не «вырубать», бросая на баррикады или навешивая ярлыки предателей. Общеизвестно: в идущем к Свету начинают проявляться как достоинства, так и далеко не лучшие качества. Последние таятся в закоулках любой человеческой души. Их нужно вовремя заметить, избыть, трансформировать. Для этого необходима суровая честность по отношению к самому себе, добрая воля. В противном случае человеку и начинает казаться, что ближний его сделал для сохранения Наследия и проведения Учения в повседневную жизнь гораздо менее, чем он...появляется нетерпимость, начинается расклеивание ярлыков. Время покажет, что и как. Есть результаты, которые видны сразу. Есть нечто, что будет видно только через годы. Каждый делает по мере его сил, ему доверенное. Ни к чему бросать друг в друга каменья. – Не этого ли тьма добивается? Что касается «высокомерия»: очень часто люди склонны называть высокомерием вынужденную защитную броню тонких и нежных душ. – Увы, желающих забросать камнями предостаточно. Недавно в наш город привезли икону Курской Божьей Матери. Неисчислимы грани Материнской Любви… Курская – примиряющая. Будучи в Храме, обратила внимание, как одна женщина, причастившись привезённой иконе, стояла, прислонившись лбом к местной, храмовой: молча… тихо… торжественно-просто… один на один с Матерью…Ощутила: вот также и я стояла…Где и когда – ? Позже вспомнила: однажды была в Москве в дни Конференции МЦР, но у меня не было приглашения. Не только на доклад Людмилы Васильевны, но даже на территорию МЦР нас, несколько десятков человек, не пропустили. Тогда и стояла вот так, прислонившись к ограде лбом… Мысленно была с теми, кто собрался там… Было молитвенно на душе: была счастлива, что Музей, люди, собравшиеся в нём – есть! Кто-то рядом возмущался… Кто-то в сердцах «хлопнул дверью» и ушёл… А кто-то, подобно мне, смиренно стоял и вслушивался, всматривался в то, что в нём случалось в это время стояния… Как сейчас осознаю: происходило собирание себя… осознание себя духом… … ныне, в Храме, молилась, как умела: за тех, в кого сейчас «бросают камни». – И за тех, кто в них бросает. – За всех, не знающих мольбы. Молилась о примирении людей, которое позволит в полной мере осознать: мы, люди, все находимся по одну сторону барьера, а по другую – тьма, хаос, террор. И что всё – в нас самих. Молилась о том, чтобы мудрые, компетентные, обременённые властью и знанием, смогли вновь сесть за стол переговоров и принять оптимальное решение, которое позволит начать выстраивать сотрудничество со всеми созидающими силами во Имя и на Всеобщее Благо, по совести, следуя её тихому голосу. И ещё одна очень важная мысль, которую должна озвучить: о воле Святослава Николаевича Рериха относительно статуса Музея. Эта воля была озвучена Святославом Николаевичем во время его пребывания в физическом теле. Учение говорит нам: с переходом в Мир Иной, общение не прекращается. Столь уж абсурдна мысль о том, что Святослав Николаевич внёс коррективы и сообщает об этом через тех, кто способен в силу уровня своей духовности воспринимать мысли Учителя? Прислушаемся к голосам наиболее мудрых современников, к голосу своей совести. Оргкомитет Круглого стола в своём Обращении предлагает объединить усилия всех позитивных сил, зовёт к сотрудничеству во Имя. Обособленность – тупиковый путь. Закончу стихотворением поэта, чья поэзия есть одна из высочайших нравственных вершин нашего как никогда сложного переходного времени – стихотворением З.А.Миркиной:
С надеждой на торжество сердечного разума, мудрого сердца и доброй воли, в коих никому не отказываю. Н.Берек-Иванова [1] Здесь уместно привести выдержки из писем Е.И.Рерих. «Глаз добрый необходим на пути Учения. Лучше ошибиться, нежели обвинить незаслуженно. Лучше быть преданным, нежели предать» (Письма, 10 октября 1953 г.). И еще: «Предпочитаю ошибиться, нежели носить в сердце разъедающую подозрительность, разрушающую всякое строительство. Наветы и козни людские неизбежны, но человек, слушающий и доверяющий им, сам недалек от наветчика. Нужно уметь судить самостоятельно и поверх чужих мнений, иначе мы никогда не выйдем из обывательской среды и не достигнем высот духовных. Родные мои, не питайте в сердце подозрений, не отягощайтесь ненужным сором и грузом» (Письма, 18.09.1953). – ред. сайта |