Сазанов А.А. ПРЕОДОЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ФИЛОСОФИЯ. 2010 г. |
Признанная наукой картина мира служит основой для ориентации в более широком круге представлений о действительности, которые не поддаются строгой проверке в научных экспериментах, но заслуживают доверия в качестве логических выводов из уже подтверждённых теорий. Так, классическая картина мира представляет собой более детальную и аргументированную разработку умозрительных построений древних атомистов, которые пришли к прогрессивному и освободительному для их времени выводу о невозможности жизни сознания после смерти тела, поскольку иного мира, чем образованный конструкциями из мельчайших неделимых телесных частиц – атомов, быть не может. Даже в наши дни признание возможности сохранения сознания после смерти тела расценивается в научных кругах, и не только в них, как фантастический религиозный вымысел, в который не подобает верить образованному человеку. Предпосылкой излагаемых в данном издании представлений служит содержание первой части книги — «Преодоление классического мировоззрения: Физика». Если теоретические обоснования и экспериментальные подтверждения классической механики были фундаментом для философских экстраполяций классического материализма, то воззрения современной физики и космологии побуждают идти к более глубоким и широким философским обобщениям. Всё убедительней высвечивается несостоятельность попыток утвердить материю или разум (идею) в роли всеобъемлющей первоосновы бытия. Материя и разум в качестве наиболее общих категорий, найденных философией, обретают свою определённость в полярном противоположении друг другу и неразрывности, за которыми просматривается необходимость их синтеза во Всеобъемлющем Единстве, заслуживающем названия Абсолюта. Все формы, обладающие общезначимой определённостью, являются результатом дифференциаций Абсолюта, обусловливающих логические взаимосвязи между фрагментами каждой частной цельности. Инициатором дифференциаций является в конечном счёте разум. Чем глубже уровень материальных форм, тем более тонкими, ускользающими от нашего восприятия они нам представляются, служа областью деятельности и сферой обитания высших уровней разума. Проблема поиска разумной жизни во Вселенной должна быть шире и глубже, чем попытки уловить радиосигналы искусственного происхождения от существ, находящихся примерно на нашем человеческом уровне развития. Осмысление возможных перспектив эволюции земной цивилизации чрезвычайно важно для её выживания и прогресса. Освобождение от шор классического мировоззрения позволит увидеть в ряде духовных учений акции высокоразвитого космического разума, программирующие нравственное и интеллектуальное развитие человечества.
|