СЕМИНАР - Смысловые установки и роль государства в эпоху многополярного мира |
8 апреля 2021г. в 16.30ч. состоялось очередное (112) заседание междисциплинарного научно-философского семинара «Наука и Живая Этика» Секции проблем космического мышления и Живой Этики Московского космического клуба на тему «Смысловые установки и роль государства в эпоху многополярного мира». Докладчик - профессор В.А.Волконский, доктор экономических наук, кандидат, физмат наук, главный научный сотрудник Института народного хозяйств РАН. Аннотация Миром правят идеи. Это утверждение можно расшифровать через понятие ценностно-смысловых социально-психологических установок и духовно-идеологических комплексов и учений, лежащих в их основе. В ХХ веке главным движущим противоречием истории была идеологическая борьба социализма и капитализма. С разрушением Советского Союза и социалистического содружества, на место основного противоречия истории вышло противостояние западной властвующей элиты, стремящейся построить однополярный мир (ОПМ), со своей безраздельной гегемонией, и элит крупных незападных стран, стремящихся добиться суверенитета и освободиться от навязанной зависимости от западного Центра, опираясь на поддержку народа. Конвергенция и взаимное проникновение ведущих духовно-идеологических установок и комплексов ведет к их дроблению и ослаблению их роли в обществе. Конец столетия отмечен духовным кризисом. Главным институциональным оружием всех субъектов истории всегда были крупные организации. До капиталистической эры главным типом такой организации было государство. С развитием капитализма роль основного субъекта, управляющего историческими процессами, начинают оспаривать финансово-промышленные корпорации. А теперь наряду с ними - крупнейшие информационно-технологические и информационно-коммуникационные компании. Важным фактором успехов капиталистической системы была разработка материалистического мировоззрения, возвышающего ценности экономико-технологического развития человечества и отбрасывающего, дискредитирующего остальные высшие смыслы бытия, а также идеологии индивидуалистического либерализма, концентрирующей жизненные смыслы отдельного человека - на достижении богатства, личного успеха и победы в конкуренции. Чрезмерное, тотальное доминирование этой установки привело к тому, что она стала приносить больше вреда, чем пользы. В последние десятилетия четко проявилась тенденция роста социально-экономического неравенства и беспрецедентной концентрации финансовой, политической и информационной власти все более узкого слоя собственников и управленцев таких организаций - Верхушки (термин Дж. Стиглица) и «глубинного государства». Беспрецедентной эту власть делает ее монополия на управление организациями, создающими и распространяющими общественно-значимую информацию (ведущие СМИ и платформы социальных сетей), которая дает возможность манипулировать общественным сознанием. Огромные властные возможности западной властвующей элиты (в основном американской) порождают у ее влиятельной части установку на обеспечение своей глобальной гегемонии и сохранение ее любой ценой. А также порождают пренебрежение ради этого этическими и даже правовыми нормами и ограничениями, установку на отбрасывание всех высших надличностных смыслов. В настоящее время либеральная идеология превратилась в геополитическое оружие в руках западной Верхушки, направленное на ослабление государств стран-противников. Главный инструмент незападных стран в борьбе за свой суверенитет - государство, которое может становиться не только институциональным, но и ценностно-смысловым центром, обеспечивающим единство народа и предотвращающим духовный разрыв между народом и властвующей элитой. Представляется вполне вероятным, что в ответ на навязывание западным Центром всем народам, на основе ряда незападных цивилизационных полюсов, прежде всего, китайского и российского, постепенно формируется новая цивилизационная общность - цивилизация многополярного мира (на основе исторических образцов и опыта таких цивилизаций и культур, как китайская и российская). Россия остается «эталоном» важнейших достижений мировой культуры и цивилизации, в первую очередь, способности ставить общественные цели и интересы выше личных, выстраивать отношения сотрудничества между народами, учета интересов и культуры партнеров. Анализ политики президента Путина свидетельствует, что в основе этой политики лежит глубоко осознанная (хотя, может быть, и не вербализованная достаточно подробно) установка на возрождение субъектности и суверенитета российского государства и идеология, отвечающая указанным выше принципам и ценностям.
|